Можно ли вернуть мебель надлежащего качества?

27.10.2025

Представьте: вы долго выбирали идеальный диван, привезли его домой, а он… не вписался в интерьер. Слишком яркий, не поместился у стены или просто разонравился. Возникает вопрос — можно ли вернуть качественную мебель, которая не имеет дефектов? Разбираемся в тонкостях закона простыми словами.

Важно! Эта статья касается только мебели надлежащего качества — без заводских браков, царапин или иных дефектов. Если товар поврежден, правила возврата иные.

Новую мебель можно вернуть или обменять

Согласно закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 07.07.2025) «О защите прав потребителей», покупатель может вернуть продавцу товар надлежащего качества, кроме позиций, не подлежащих обмену (лекарства, предметы личной гигиены, косметика, технически сложные товары и так далее).

Если речь идет о мебели, нельзя вернуть мебельные гарнитуры. При этом потребитель вправе вернуть или обменять отдельные изделия(диван, кровать, стол), приобретенные не в составе мебельных комплектов.

Например, вы заказали кухонный гарнитур под размеры вашей кухни. Вернуть его, потому что «передумали», уже не получится. А если приобрели обеденный стол серийного производства — вернуть можно.

Условия возврата

Вернуть мебель надлежащего качества (без брака) и получить деньги можно только при соблюдении следующих условий:

  1. Срок на возврат 14 дней. С момента покупки прошло не более двух недель (день покупки не считается).
  2. Товарный вид сохранен. Мебель не использовалась, на ней нет следов эксплуатации, сохранены фабричные бирки и упаковка.
  3. Есть доказательства покупки. Чек, электронный документ или выписка с банковского счета.
  4. Нет подходящего аналога. На момент вашего обращения в магазине не оказалось подходящей мебели для обмена.
  5. Это не гарнитур и не комплект. Мебельные гарнитуры (например, кухня или комплект «Кровать + 2 прикроватные тумбы») возврату не подлежат (п. 8 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 2463).

Конечно, далеко не каждый продавец «обрадуется» вашему решению вернуть мебель, даже если с ней всё в порядке. Чтобы не терять деньги, магазин предложит вам обмен на другой товар, например, вы можете выбрать диван той же модели, но другого цвета. Это может быть вообще другой товар с доплатой или частичным возвратом разницы. Но, вы можете отказаться и настоять на возврате уплаченных средств, если подходящей мебели нет в наличии.

Когда вернуть мебель не получится?

Разберем на конкретных примерах.

Ситуация 1: Гарнитур

Вы купили комплект для гостиной (диван + два кресла), но через неделю передумали. Вернуть такую мебель нельзя — даже если вы её не распаковывали.

Ситуация 2: Нарушен товарный вид

Вы собрали комод, поставили на него вазу, а потом решили вернуть. Продавец вправе отказать в возврате, если заметит следы сборки или использования.

Ситуация 3: Прошло больше 14 дней

Вы купили стеллаж, но начали собирать его спустя месяц. Обнаружили, что высота потолка в комнате разная, с перепадом, и стеллаж не умещается. Вернуть его в магазин и получить деньги обратно будет весьма проблематично. Единственная причина, по которой возможно вернуть товар по истечении 14 дней — это обнаружение заводского брака в рамках гарантийного срока (если он есть у данного изделия).

Ситуация 4: Мебель по индивидуальному заказу

Вы заказали стол ручной работы из массива дерева. Заключили договор, согласовали материалы, дизайн, и в принципе, получили то, что хотели. Но у вас изменились обстоятельства — стол больше не нужен. По закону вернуть мебель, сделанную по индивидуальному заказу, можно лишь в том случае, если она ненадлежащего качества. Например, стол качается из-за асимметрии, а на поверхности есть трещины, вмятины, неравномерный окрас. Если недочетов нет, производитель вправе отказать в возврате.

Как вернуть мебель надлежащего качества в магазин?

Не позднее 14 дней после покупки нужно привезти товар в магазин, взяв с собой паспорт и документы об оплате. Написать заявление о возврате с указанием причины (не подошел по форме, габаритам, цвету). Документ составляется в 2 экземплярах, причем на заявлении покупателя продавец обязан поставить отметку о принятии, указав дату, должность, ФИО.

Если у продавца нет шаблона, вы можете воспользоваться нашим. Для этого откройте ссылку ниже, в левом верхнем углу в меню нажмите «Файл → Создать копию». Образец можно скачать и сохранить на свой компьютер:«Файл → MicrosoftWord (DOCX)»

Образец заявления о возврате товара надлежащего качества.

Далее нужно передать мебель и ожидать возврата денег — на это у продавца есть три дня.

Что делать, если продавец отказывает?

Требуйте обосновать причину отказа, желательно в письменном виде. Иногда сотрудники магазина могут ссылаться на внутренние регламенты, но они не должны противоречить закону «О защите прав потребителей». Как минимум, продавец обязан принять ваше заявление и расписаться. Если же вам отказывают даже в этом, придется обращаться в «вышестоящие органы»: написать жалобу в Роспотребнадзор. Обычно даже упоминание этой организации заставляет продавца идти на уступки. Ещё можно составить досудебную претензию и направить её продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Если и это не помогло — обращайтесь в суд.

Коротко о главном

Мебель надлежащего качества (без дефектов) можно вернуть продавцу, если:

  • Прошло не более 14 дней (день покупки не считается).
  • Сохранен товарный вид: нет следов использования, есть фабричные бирки и упаковка.
  • Есть доказательства покупки (чек, выписка из банка).
  • В магазине нет подходящего аналога для обмена.
  • Это отдельный предмет, а не гарнитур.
  • Мебель серийного производства, а не под заказ.