Можно ли вернуть мебель надлежащего качества?
Представьте: вы долго выбирали идеальный диван, привезли его домой, а он… не вписался в интерьер. Слишком яркий, не поместился у стены или просто разонравился. Возникает вопрос — можно ли вернуть качественную мебель, которая не имеет дефектов? Разбираемся в тонкостях закона простыми словами.
Важно! Эта статья касается только мебели надлежащего качества — без заводских браков, царапин или иных дефектов. Если товар поврежден, правила возврата иные.
Новую мебель можно вернуть или обменять
Согласно закону РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 07.07.2025) «О защите прав потребителей», покупатель может вернуть продавцу товар надлежащего качества, кроме позиций, не подлежащих обмену (лекарства, предметы личной гигиены, косметика, технически сложные товары и так далее).
Если речь идет о мебели, нельзя вернуть мебельные гарнитуры. При этом потребитель вправе вернуть или обменять отдельные изделия(диван, кровать, стол), приобретенные не в составе мебельных комплектов.
Например, вы заказали кухонный гарнитур под размеры вашей кухни. Вернуть его, потому что «передумали», уже не получится. А если приобрели обеденный стол серийного производства — вернуть можно.
Условия возврата
Вернуть мебель надлежащего качества (без брака) и получить деньги можно только при соблюдении следующих условий:
- Срок на возврат 14 дней. С момента покупки прошло не более двух недель (день покупки не считается).
- Товарный вид сохранен. Мебель не использовалась, на ней нет следов эксплуатации, сохранены фабричные бирки и упаковка.
- Есть доказательства покупки. Чек, электронный документ или выписка с банковского счета.
- Нет подходящего аналога. На момент вашего обращения в магазине не оказалось подходящей мебели для обмена.
- Это не гарнитур и не комплект. Мебельные гарнитуры (например, кухня или комплект «Кровать + 2 прикроватные тумбы») возврату не подлежат (п. 8 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 2463).
Конечно, далеко не каждый продавец «обрадуется» вашему решению вернуть мебель, даже если с ней всё в порядке. Чтобы не терять деньги, магазин предложит вам обмен на другой товар, например, вы можете выбрать диван той же модели, но другого цвета. Это может быть вообще другой товар с доплатой или частичным возвратом разницы. Но, вы можете отказаться и настоять на возврате уплаченных средств, если подходящей мебели нет в наличии.
Когда вернуть мебель не получится?
Разберем на конкретных примерах.
Ситуация 1: Гарнитур
Вы купили комплект для гостиной (диван + два кресла), но через неделю передумали. Вернуть такую мебель нельзя — даже если вы её не распаковывали.
Ситуация 2: Нарушен товарный вид
Вы собрали комод, поставили на него вазу, а потом решили вернуть. Продавец вправе отказать в возврате, если заметит следы сборки или использования.
Ситуация 3: Прошло больше 14 дней
Вы купили стеллаж, но начали собирать его спустя месяц. Обнаружили, что высота потолка в комнате разная, с перепадом, и стеллаж не умещается. Вернуть его в магазин и получить деньги обратно будет весьма проблематично. Единственная причина, по которой возможно вернуть товар по истечении 14 дней — это обнаружение заводского брака в рамках гарантийного срока (если он есть у данного изделия).
Ситуация 4: Мебель по индивидуальному заказу
Вы заказали стол ручной работы из массива дерева. Заключили договор, согласовали материалы, дизайн, и в принципе, получили то, что хотели. Но у вас изменились обстоятельства — стол больше не нужен. По закону вернуть мебель, сделанную по индивидуальному заказу, можно лишь в том случае, если она ненадлежащего качества. Например, стол качается из-за асимметрии, а на поверхности есть трещины, вмятины, неравномерный окрас. Если недочетов нет, производитель вправе отказать в возврате.
Как вернуть мебель надлежащего качества в магазин?
Не позднее 14 дней после покупки нужно привезти товар в магазин, взяв с собой паспорт и документы об оплате. Написать заявление о возврате с указанием причины (не подошел по форме, габаритам, цвету). Документ составляется в 2 экземплярах, причем на заявлении покупателя продавец обязан поставить отметку о принятии, указав дату, должность, ФИО.
Если у продавца нет шаблона, вы можете воспользоваться нашим. Для этого откройте ссылку ниже, в левом верхнем углу в меню нажмите «Файл → Создать копию». Образец можно скачать и сохранить на свой компьютер:«Файл → MicrosoftWord (DOCX)»
Образец заявления о возврате товара надлежащего качества.
Далее нужно передать мебель и ожидать возврата денег — на это у продавца есть три дня.
Что делать, если продавец отказывает?
Требуйте обосновать причину отказа, желательно в письменном виде. Иногда сотрудники магазина могут ссылаться на внутренние регламенты, но они не должны противоречить закону «О защите прав потребителей». Как минимум, продавец обязан принять ваше заявление и расписаться. Если же вам отказывают даже в этом, придется обращаться в «вышестоящие органы»: написать жалобу в Роспотребнадзор. Обычно даже упоминание этой организации заставляет продавца идти на уступки. Ещё можно составить досудебную претензию и направить её продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Если и это не помогло — обращайтесь в суд.
Коротко о главном
Мебель надлежащего качества (без дефектов) можно вернуть продавцу, если:
- Прошло не более 14 дней (день покупки не считается).
- Сохранен товарный вид: нет следов использования, есть фабричные бирки и упаковка.
- Есть доказательства покупки (чек, выписка из банка).
- В магазине нет подходящего аналога для обмена.
- Это отдельный предмет, а не гарнитур.
- Мебель серийного производства, а не под заказ.

